Р а з в л е к а т е л ь н о - и г р о в о й п о р т а л
Нормальная работа сайта гарантируется только на Internet Explorer'е
|
|
Теория
фреймов -
это парадигма для
представления знаний с целью
использования этих знаний компьютером . Впервые была представлена
Минским как попытка
построить фреймовую сеть , или парадигму с целью
достижения большего эффекта понимания
. С
одной стороны Минский пытался
сконструировать базу данных , содержащую энциклопедические
знания , но с другой стороны , он хотел создать наиболее
описывающую базу , содержащую информацию в
структурированной и упорядоченной форме .
Эта структура позволила бы компьютеру
вводить информацию в более гибкой
форме , имея доступ к тому разделу , который требуется в данный
момент . Минский разработал такую схему , в
которой информация содержится в
специальных ячейках , называемых фреймами , объединенными в сеть , называемую системой фреймов . Новый фрейм активизируется с
наступлением новой ситуации . Отличительной
его чертой является то , что он одновременно содержит
большой объем знаний и в то же время
является достаточно гибким для того , чтобы быть использованным как
отдельный элемент БД . Термин «фрейм» был наиболее популярен в
середине семидесятых годов , когда существовало много его
толкований , отличных от интерпретации
Минского
. Чтобы
лучше понять эту теорию , рассмотрим один из примеров Минского
, основанный на
связи между ожиданием , ощущением и
чувством человека ,
когда он открывает дверь и входит в
комнату . Предположим , что вы собираетесь открыть
дверь и зайти в комнату незнакомого вам
дома . Находясь в доме , перед тем как открыть дверь , у вас
имеются определенные представления о том , что вы увидите , войдя в комнату . Например
, если вы увидите к-л пейзаж или
морской берег , поначалу вы с трудом узнаете их
. Затем вы будете удивлены , и в конце концов
дезориентированы ,
так как вы не
сможете объяснить поступившую информацию
и связать ее с теми представлениями , которые у вас имелись до того .
Также у вас возникнут затруднения с тем , чтобы предсказать дальнейший
ход событий. С аналитической точки зрения
это можно объяснить как активизацию
фрейма комнаты в момент открывания двери и
его ведущую роль в интерпретации
поступающей информации . Если бы вы увидели за дверью
кровать , то фрейм комнаты приобрел бы
более узкую форму и превратился бы во фрей
кровати . Другими словами , вы бы имели доступ к наиболее
специфичному фрейму из всех доступных .Возможно
,б
что вы используете информацию , содержащуюся в вашем фрейме
комнаты для того чтобы
распознать мебель , что называется процессом
сверху-вниз
, или в контексте
теории фреймов фреймодвижущим
распознаванием . Если бы вы увидели пожарный
гидрант , то ваши ощущения были бы
аналогичны первому случаю. Психологи подметили , что распознавание объектов
легче проходит в обычном контексте,
чем в нестандартной обстановке . Из этого примера мы видим , что фрейм - это модель знаний , которая активизируется в
определенной ситуации и служит для ее
объяснения и предсказания . У
Минского имелись достаточно расплывчатые
идеи о самой структуре такой БД , которая могла бы выполнять
подобные вещи . Он предложил систему , состоящую из связанных между
собой фреймов , многие из которых состоят из
одинаковых подкомпонентов ,
объединенных в
сеть . Таким образом , в случае ,
когда к-л входит в дом , его ожидания контролируются
операциями , входящими в сеть системы
фреймов . В рассмотренном выше случае мы
имеем дело с фреймовой системой для дома ,
и с подсистемами для двери и комнаты . Активизированные фреймы с
дополнительной информацией в БД о том ,
что вы открываете дверь
, будут служить переходом от
активизированного фрейма двери к фрейму
комнаты . При этом фреймы двери и комнаты
будут иметь одинаковую подструктуру .
Минский назвал это явление разделом
терминалов и считал его важной
частью теории фреймов . Минский
также ввел терминологию , которая могла бы
использоваться при изучении этой теории ( фреймы
,
слоты ,
терминалы и т.
д.)
.
Хотя примеры этой теории были разделены на
языковые и перцептуальные , и Минский рассматривал их как
имеющих общую природу , в
языке имеется более широкая сфера ее
применения . В основном большинство
исследований было сделано в контексте
общеупотребительной лексики и
литературного языка . Как
наиболее доступную иллюстрацию
распознаванию , интерпретации и предположению
можно рассмотреть две последовательности
предложений , взятых из Шранка и Абельсона . На глобальном уровне
последовательность А явно отличается от В . A
John went to a restaurant
He asked the waitress for a hamburger
He paid the tip & left B
John went to a park
He asked the midget for a mouse
He picked up the box & left Хотя
все эти предложения имеют одинаковую
синтаксическую структуру
и тип семантической информации
, понимание их кардинально
различается . Последовательность А имеет
доступ к некоторому виду структуры знаний
высшего уровня , а В не имеет . Если бы А не имело такой доступ , то ее понимание сводилось бы к
уровню В и характеризовалось бы как
дезориентированное . Этот контраст является
наглядным примером мгновенной работы
высшего уровня структуры знаний . Была
предложена программа под названием SAM , которая отвечает на вопросы и
выдает содержание таких рассказов .
Например , SAM может ответить на следующие
вопросы ,
ответы на
которые не даны в тексте , с помощью доступа к записи
предполагаемых событий
, предшествующих обеду в
ресторане . Did John sit
down in the restaurant ? Did John eat
the hamburger ? Таким
образом , SAM может распознать описанную
ситуацию как обед в ресторане и затем
предсказать оптимальное развитие событий . В нашем случае распознавание
не представляло трудностей , но в большинстве
случаев оно довольно непростое и
является самой важной частью теории . Рассмотрим
другой пример : C
He plunked down $5 at the window .
She tried to give him $ 2.50 , but he wouldn't take it .
So when they got inside , she bought him a large bag of
popcorn . Он
интересен тем , что у большинства людей он
вызывает цикл повторяющихся неправильных
или незаконченных распознаваний
и реинтерпретаций . В
случаях с многозначными словами
многозначность разрешается с помощью
активизированного ранее фрейма
. Для этих целей необходимо
создать лексикон к каждому фрейму . Когда
фрейм активизируется , соответствующему
лексикону отдается предпочтение при
поиске соответствующего значения слова .
В контексте ТФ это распознавание
процессов , контролируемых фреймами , которые , в свою очередь , контролируют распознавание
входящей информации . Иногда это называется
процессом сверху - вниз фреймодвижущего
распознавания . Применение
этих процессов нашло свое отражение в
программе FRAMP
, которая может
суммировать газетные сводки и
классифицировать их в соответствие с
классом событий , например терроризм или
землетрясения .
Эта программа хранит набор объектов , которые должны быть описаны в
каждой разновидности текстов ,
и этот набор помогает процессу
распознавания описываемых
событий . Манипуляция
фреймами Детали
спецификации Ф и их репрезентации могут
быть опущены ,
так
же как и алгоритмы их манипуляции , потому что они не играют
большой роли в ТФ . Такие
вопросы , как размер Ф или доступ к нему ,
связаны с организацией памяти и не требуют
специального рассмотрения . Распознавание В
литературе имеется много рассуждений по
поводу процессов , касающихся
распознавания фреймов и доступа к
структуре знаний высшего уровня . Несмотря на то , что люди могут распознать
фрейм без особых усилий
, для компьютера в большинстве
случаев это довольно сложная задача .
Поэтому вопросы распознавания фреймов
остаются открытыми и трудными для решения
с помощью ИИ . Размер
фрейма Размер
фрейма гораздо более тесно
связан с организацией памяти ,
чем это кажется на первый взгляд . Это происходит потому , что в понимании человека
размер фрейма определяется
не столько семантическим контекстом , но и многими другими факторами . Рассмотрим фрейм визита к
доктору , который складывается из
подфреймов , одним из которых является
комната ожидания . Таким образом мы
можем сказать ,
что размер фрейма не зависит от
семантического содержания
представленного фрейма
/ такого , как , например , визит к врачу / , но зависит от
того , какие компоненты описывающей
информации во фрейме /
таком , как комната ожидания / используются в памяти . Это означает , что когда определенный набор
знаний используется памятью более чем в
одной ситуации , система памяти определяет это , затем модифицирует эту
информацию во фрейм , и реструктурирует
исходный фрейм так , чтобы новый фрей использовался
как его подкомпонент . Вышеперечисленные
операции также остаются открытыми
вопросами в ТФ . Инициализационные
категории Рош
предложил три уровня категорий
представления знаний : базовую
, субординатную
и суперординационную . Например в сфере меблировки
концепция кресла является примером
категории основного уровня , а концепция мебели - это пример
суперординационной категории
. Язык представления знаний
подвержен влиянию этой таксономии и
включает их как различные типы данных . В сфере человеческого общения
категории основного уровня являются
первейшими категориями , которые узнают человек , другие же категории вытекают
из них . То есть суперординационная
категория - это обобщение базовой
, а субординатная
- это подраздел базовой категории .
пример
суперординатная
идеи
события
базовая
события
действия
субординатная
действия
прогулка
Каждый фрейм имеет свой определенный
так называемый слот .
Так ,
для фрейма действие слот может быть
заполнен только к-л исполнителем этого
действия ,
а соседние фреймы могут наследовать этот
слот . Некоторые
исследователи предположили , что случаи грамматики падежей
совпадают со слотами в ТФ , и эта теория была названа
теорией идентичности слота и падежа .
Было предложено число таких падежей , от 8 до 20 , но точное число не определено . Но если агентив полностью
совпадает со
своим слотом , то остальные падежи вызвали
споры . И до сих пор точно не
установлено , сколько всего существует
падежей . Также
вызвал трудность тот факт
, что слоты не всегда могут быть
переходными . Например , в соответствие с ТФ можно
сказать , что фрейм одушевленный предмет
может иметь слот живой
, фрейм человек
может иметь слот честный
, а фрейм блоха
не может иметь такой слот , и он к нему никогда не перейдет . Другими
словами ,
связи между слотами в ТФ не являются
исследованными до конца . Слоты могут передаваться , могут быть многофункциональны , но в то же время не
рассматриваются как функции .
Гибридные системы СФ
иногда адаптируются для построения
описаний или определений
. Был создан смешанный язык , названный KRYPTON , состоящий из фреймовых
компонентов и
компонентов предикатных исчислений , помогающих
делать к-л выводы с помощью терминов и
предикатов . Когда активизируется фрейм , факты становятся доступными
пользователю . Также существует язык Loops
, который
объединяет объекты , логическое программирование и
процедуры . Существуют
также фреймоподобные языки , которые за исходную позицию
принимают один тип данных в памяти ,
к-л концепцию , а
не две / напр
фрейм и слот / , и представление этой концепции
в памяти должно быть цельным . Объектно
- ориентированные языки Параллельно
с языками фреймов существуют объектно -
ориентированные программные языки , которые используются для
составления программ
, но имеют некоторые св-ва языков
фреймов , такие , как использование слотов для
детальной , доскональной классификации
объектов . Отличие их от языков фреймов в
том , что фреймовые языки направлены
на более обобщенное представление
информации об объекте .
Одной из трудностей представления
знаний и языка фреймов является
отсутствие формальной семантики . Это затрудняет сравнение
свойств представления знаний различных
языков фреймов , а также полное логическое
объяснение языка фреймов . |
|
designed by gsm in 2003 Создатель и дизайн сайта Городков Сергей |