Р а з в л е к а т е л ь н о - и г р о в о й п о р т а л
Нормальная работа сайта гарантируется только на Internet Explorer'е
|
|
Математическое
программирование 1.
Общая задача линейного программирования (ЗЛП): Здесь
(1) называется
системой ограничений , ее матрица имеет
ранг r £ n, (2) - функцией цели (целевой
функцией). Неотрицательное решение (х10, x20, ... , xn0) системы (1) называется
допустимым решением (планом) ЗЛП.
Допустимое решение называется
оптимальным, если оно обращает целевую
функцию (2) в min или
max (оптимум). 2.
Симплексная форма ЗЛП. Для решения ЗЛП
симплекс - методом необходимо ее привести
к определенной (симплексной) форме: (2`)
f+cr+1xr+1 + ... + csxs + ... + cnxn = b0 ® min Здесь
считаем r
< n (система
имеет бесчисленное множество решений),
случай r = n неинтересен: в этом случае
система имеет единственное решение и если
оно допустимое, то автоматически
становится оптимальным. В
системе (1`)
неизвестные х1,
х2, ... , хr называются
базисными (каждое из них входит в одно и
только одно уравнение с коэффициентом +1),
остальные хr+1, ... , xn - свободными. Допустимое решение
(1`) называется базисным (опорным
планом), если все свободные неизвестные
равны 0, а соответствующее ему значение
целевой функции f(x10,
... , xr0,0, ... ,0)
называется базисным. В
силу важности особенностей симплексной
формы выразим их и словами: а)
система (1`)
удовлетворяет условиям : 1)
все ограничения - в виде уравнений; 2)
все свободные члены неотрицательны, т.е. bi
³ 0; 3)
имеет базисные неизвестные; б)
целевая функция (2`)
удовлетворяет условиям : 1)
содержит только свободные неизвестные; 2)
все члены перенесены влево, кроме
свободного члена b0; 3)
обязательна минимизация (случай
max сводится
к min по
формуле max
f = - min(-f)). 3)
Матричная форма симплекс-метода. Симплексной форме ЗЛП
соответствует симплекс - матрица : 1
0 ... 0 ... 0 a1,r+1 ... a1s ... a1n
b1 0
1 ... 0 ... 0 a2,r+1 ... a2s ... a2n
b2 ................................................................. 0
0 ... 1 ... 0 ai,r+1 ... ais ... ain
bi ................................................................. 0
0 ... 0 ... 1 ar,r+1 ... ars ... arn
br 0
0 ... 0 ... 0 cr+1
... cs ... cn
b0 Заметим,
что каждому
базису (системе
базисных неизвестных
) соответствует своя
симплекс - матрица ,
базисное решение
х = (b1,b2,
... ,br, 0, ... ,0) и
базисное значение целевой функции
f(b1,b2,
... ,br, 0, ... ,0) = b0 (см. Последний столбец !). Критерий
оптимальности плана . Если в последней (целевой)
строке симплекс-матрицы все элементы
неположительны, без учета последнего b0, то соответствующий этой
матрице план оптимален, т.е.
сj
£ 0 (j = r+1, n) => min f (b1,
... ,b2,0, ... ,0) =
b0. Критерий
отсутствия оптимальности. Если в симплекс-матрице
имеется столбец (S-й), в котором последний элемент
сs
> 0, a все
остальные элементы неположительны, то ЗЛП
не имеет оптимального плана, т.е.
сs >
0, ais
£ 0 ( i= 1,r ) =>
min
f = -¥. Если
в симплекс-матрице не выполняются оба
критерия, то в поисках оптимума надо
переходить к следующей матрице с помощью
некоторого элемента ais
> 0 и
следующих преобразований (симплексных): 1)
все элементы i-й
строки делим на элемент a+is; 2)
все элементы S-го столбца, кроме ais=1, заменяем нулями; 3)
все остальные элементы матрицы
преобразуем по правилу прямоугольника,
что схематично показано на фрагменте
матрицы и дано в формулах: akl` = akbais
- ailaks = akl - ailaks;
ais
ais bk` = bkais -
biaks;
cl` = clais - csail
ais
ais Определение.
Элемент ais+ называется
разрешающим, если преобразование матрицы
с его помощью обеспечивает уменьшение (невозрастание)
значения, целевой функции; строка и столбец, на
пересечении которых находится
разрешающий элемент, также называются
разрешающими. Критерий
выбора разрешающего элемента.
Если элемент ais+
удовлетворяет условию bi
= min bk ais0
aks0+ где
s0 - номер
выбранного разрешающего столбца, то он
является разрешающим. 4.
Алгоритм симплекс-метода (по минимизации). 5)
систему ограничений и целевую функцию ЗЛП
приводим к симплексной форме; 6)
составим симплекс-матрицу из
коэффициентов системы и целевой функции в
симплексной форме; 7)
проверка матрицы на выполнение критерия
оптимальности; если он выполняется, то решение
закончено; 8)
при невыполнении критерия оптимальности
проверяем выполнение критерия отсутствия
оптимальности; в случае выполнения последнего
решение закончено - нет оптимального плана; 9)
в случае невыполнения обоих критериев
находим разрешающий элемент для перехода
к следующей матрице, для чего :
а) выбираем разрешающий столбец по
наибольшему из положи
тельных
элементов целевой строки;
б) выбираем разрешающую строку по
критерию выбора разрешающего элемента; на их пересечении находится
разрешающий элемент; 6) c помощью разрешающего элемента
и симплекс-преобразований переходим к
следующей матрице; 7)
вновь полученную симплекс-матрицу
проверяем описанным выше способом (см. п. 3) Через
конечное число шагов, как правило получаем
оптимальный план ЗЛП или его отсутствие Замечания. 1)
Если в разрешающей строке (столбце)
имеется нуль, то в соответствующем ему
столбце (строке) элементы остаются без
изменения при симплекс-преобразованиях. 2)
преобразования - вычисления удобно
начинать с целевой строки; если при этом окажется, что
выполняется критерий оптимальности, то
можно ограничиться вычислением элементов
последнего столбца. 3)
при переходе от одной матрицы к другой
свободные члены уравнений остаются
неотрицательными;
появление отрицательного члена
сигнализирует о допущенной ошибке в
предыдущих вычислениях. 4)
правильность полученного ответа -
оптимального плана - проверяется путем
подстановки значений базисных
неизвестных в целевую функцию; ответы должны совпасть. 5.
Геометрическая интерпретация ЗЛП и
графический метод решения (при двух
неизвестных) Система
ограничений ЗЛП геометрически
представляет собой многоугольник или
многоугольную область как пересечение
полуплоскостей - геометрических образов
неравенств системы. Целевая функция f
= c1x1 + c2x2 геометрически изображает
семейство параллельных прямых,
перпендикулярных вектору n (с1,с2). Теорема.
При перемещении прямой целевой
функции направлении вектора n
значения целевой функции возрастают, в
противоположном направлении - убывают. На
этих утверждениях основан графический
метод решения ЗЛП. 6.
Алгоритм графического метода решения ЗЛП. 7)В
системе координат построить прямые по
уравнениям, соответствующим каждому
неравенству системы ограничений; 8)найти
полуплоскости решения каждого
неравенства системы (обозначить стрелками); 9)найти
многоугольник (многоугольную область)
решений системы ограничений как
пересечение полуплоскостей; 10)построить
вектор n
(с1,с2) по коэффициентам целевой функции
f = c1x1 + c2x2; 11)в
семействе параллельных прямых целевой
функции выделить одну, например, через
начало координат; 12)перемещать
прямую целевой функции параллельно самой
себе по области решения, достигая max
f при движении
вектора n и min f при движении в противоположном
направлении. 13)найти
координаты точек max и
min
по чертежу и вычислить значения функции в
этих точках (ответы). 14.
Постановка транспортной задачи. Приведем
экономическую формулировку транспортной
задачи по критерию стоимости: Однородный
груз, имеющийся в m
пунктах отправления (производства) А1, А2,
..., Аm соответственно в количествах а1,
а2, ..., аm единиц, требуется доставить в
каждый из n пунктов назначения (потребления)
В1, В2, ..., Вn соответственно
в количествах b1, b2, ..., bn единиц. Стоимость перевозки (тариф)
единицы продукта из Ai в Bj известна для всех маршрутов AiBj и равна Cij (i=1,m;
j=1,n). Требуется составить такой
план перевозок, при котором весь груз
из пунктов отправления вывозиться и
запросы всех пунктов потребления
удовлетворяются (закрытая
модель), а суммарные транспортные расходы
минимальны. Условия
задачи удобно располагать в таблицу,
вписывая в клетки количество перевозимого
груза из Ai
в Bj
груза Xij
> 0, а в
маленькие клетки - соответствующие тарифы Cij: 8.
Математическая модель транспортной
задачи. Из
предыдущей таблицы легко усматривается и
составляется математическая модель
транспортной задачи для закрытой модели Число
r = m + n - 1,
равное рангу системы (1), называется рангом
транспортной задачи. Если число
заполненных клеток (Xij ¹
0) в таблице равно r,
то план называется невырожденным, а если
это число меньше r, то план вырожденный - в этом
случае в некоторые клетки вписывается
столько нулей (условно заполненные клетки),
чтобы общее число заполненных клеток было
равно r. Случай
открытой модели Σаi ¹
Σbj легко
сводится к закрытой модели путем введения
фиктивного потребителя Bn+1
c потребностью bn+1=Σai-Σbj, либо - фиктивного поставщика Аm+1
c запасом am+1=Σbj-Σai ; при этом тарифы фиктивных
участников принимаются равными 0. 9.
Способы составления 1-таблицы (опорного
плана). X.
Способ северо-западного угла (диагональный).
Сущность способа заключается в том, что на
каждом шаге заполняется левая верхняя
клетка (северо-западная) оставшейся части
таблицы, причем максимально возможным
числом: либо полностью вывозиться груз из
Аi,
либо полностью удовлетворяется
потребность Bj. Процедура продолжается до тех
пор, пока на каком-то шаге не исчерпаются
запасы ai и не удовлетворяются
потребности bj . В заключение проверяют, что
найденные компоненты плана Xij
удовлетворяют горизонтальным и
вертикальным уравнениям и что выполняется
условие невырожденности плана. XI.
Способ наименьшего тарифа. Сущность
способа в том, что на каждом шаге
заполняется та клетка оставшейся части
таблицы, которая имеет наименьший тариф; в
случае наличия нескольких таких равных
тарифов заполняется любая из них. В
остальном действуют аналогично
предыдущему способу. 12.
Метод потенциалов решения транспортной
задачи. Определение:
потенциалами решения называются числа ai®Ai, bj®Bj, удовлетворяющие условию ai+bj=Cij (*) для всех заполненных клеток (i,j). Соотношения
(*) определяют систему из m+n-1 линейных уравнений с m+n неизвестными, имеющую
бесчисленное множество решений; для ее
определенности одному неизвестному
придают любое число (обычно a1=0), тогда все остальные
неизвестные определяются однозначно. Критерий
оптимальности. Если известны потенциалы
решения X0 транспортной задачи и для всех
незаполненных клеток выполняются условия ai+bj £
Ci j, то X0
является
оптимальным планом транспортной задачи. Если
план не оптимален, то необходимо перейти к
следующему плану (таблице) так, чтобы
транспортные расходы не увеличились. Определение:
циклом пересчета таблицы называется
последовательность клеток,
удовлетворяющая условиям: 1)
одна клетка пустая, все остальные занятые; 2)
любые две соседние клетки находятся в
одной строке или в одном столбце; 3)
никакие 3 соседние клетки не могут быть в
одной строке или в одном столбце . Пустой
клетке присваивают знак « + », остальным -
поочередно знаки « - » и « + ». Для
перераспределения плана перевозок с
помощью цикла перерасчета сначала находят
незаполненную клетку (r, s), в которой ar+bs>Crs, и строят соответствующий цикл;
затем в минусовых клетках находят число X=min{Xij}. Далее
составляют новую таблицу по следующему
правилу: 1)
в плюсовые клетки добавляем X; 2)
из минусовых клеток отнимаем Х; 3)
все остальные клетки вне цикла остаются
без изменения. Получим
новую таблицу, дающее новое решение X, такое, что f(X1) £
f(X0); оно
снова проверяется на оптимальность через
конечное число шагов обязательно найдем
оптимальный план транспортной задачи, ибо
он всегда существует. 11.
Алгоритм метода потенциалов. 12)
проверяем тип модели транспортной задачи
и в случае открытой модели сводим ее к
закрытой; 13)
находим опорный план перевозок путем
составления 1-й таблицы одним из способов -
северо-западного угла или наименьшего
тарифа; 14)
проверяем план (таблицу) на удовлетворение
системе уравнений и на невыражденность; в
случае вырождения плана добавляем условно
заполненные клетки с помощью « 0 »; 15)
проверяем опорный план на оптимальность,
для чего: а)
составляем систему уравнений потенциалов
по заполненным клеткам; б)
находим одно из ее решений при a1=0; в)
находим суммы ai+bj=C¢ij («косвенные тарифы») для всех
пустых клеток; г)
сравниваем косвенные тарифы с истинными:
если косвенные тарифы не превосходят
соответствующих истинных(C¢ij £ Cij) во всех пустых клетках, то план
оптимален (критерий оптимальности).
Решение закончено: ответ дается в виде
плана перевозок последней таблицы и
значения min f.
Если критерий оптимальности не
выполняется, то переходим к следующему
шагу. 5)
Для перехода к следующей таблице (плану): а)
выбираем одну из пустых клеток, где
косвенный тариф больше истинного (C¢ij= ai+bj > Cij ); б)
составляем цикл пересчета для этой клетки
и расставляем знаки « + », « - » в вершинах
цикла путем их чередования, приписывая
пустой клетке « + »; в)
находим число перерасчета по циклу: число X=min{Xij}, где Xij - числа в заполненных клетках
со знаком « - »; г)
составляем новую таблицу, добавляя X в плюсовые клетки и отнимая X из минусовых клеток цикла 6)
См. п. 3 и т.д. Через
конечное число шагов (циклов) обязательно
приходим к ответу, ибо транспортная задача
всегда имеет решение. |
|
designed by gsm in 2003 Создатель и дизайн сайта Городков Сергей |